Роскомнадзор начнет с 1 ноября 2024 года вести реестр блогеров, имеющих более 10 тысяч подписчиков. Странички тех, кто не зарегистрируется, собираются заблокировать. И независимо от наличия возможностей такой блокировки, становится понятна дальнейшая политика государства в отношении социальных сетей и мессенджеров. Новые правила пока не распространяются на блоги в запрещенных в нашей стране соцсетях, однако это легко может измениться в любой момент.
Крайне необычный путь проделали личные странички посетителей сети: Начав свой путь как способ общения с окружающим миром, они плавно перетекли в платформу для самовыражения и саморекламы. Вскоре, новые возможности заметил бизнес, и продвижение своего творчества, мироощущений и личного мнения, плавно перетекло в откровенно проплаченные рекламные посты, а затем и просьбы к своим подписчикам «поддержать рублем».
Google деактивирует аккаунты пользователей Google AdSense из РФ
Забавно, что те блогеры, которые не преследуют бизнес-цели, а лишь пытаются делиться мыслями и сохраняют свою индивидуальность, оказались «похоронены» под толстым слоем псевдоврачей, псевдоюристов, коучей и наставников, консультантов по грудному вскармливанию младенцев, криптоинвесторов и «долларовых миллиардеров». Вероятно, катализатором происходящего сегодня «закручивания гаек» стал случай с Еленой Блиновской, обвиняемой в неуплате налогов на астрономические для среднестатистического россиянина суммы.
Федеральный закон уже вступил в силу, но отдельные положения, касающиеся, например, обязанности предоставить сведения в Роскомнадзор, станут действительны с 1 ноября 2024. Запреты на рекламу, репосты и финансирование начнут действовать с 1 января 2025 года.
Итак, блогер с аудиторией более 10 тысяч пользователей будет обязан предоставить сведения о своем канале в Роскомнадзор. Сейчас еще неясны временные сроки для подачи такого заявления. Однако, стоит учитывать, что в течение суток после требования федерального органа исполнительной власти, доступ доступ к каналу блогера будет закрыт. Вероятно, блогеру самому придется следить за увеличением числа подписчиков.
Новый закон распространяется на блоги в 15 социальных сетях, которые включены в Реестр социальных сетей Роскомнадзора. Это такие социальные сети как «ВКонтакте», «Одноклассники», Twitter, TikTok, Likee, YouTube, Telegram, LiveJournal, «Пикабу», Pinterest, «Дзен», RuTube, Twitch, Discord и Yappy.
Продвигать демократию будут через YouTube
Любопытно, что на Instagram и Facebook, принадлежащие организации Meta, признанной экстремистской в РФ, нормы не распространяются. В марте 2022 года, они были признаны экстремистскими, поэтому в список РКН не попали. Но есть вероятность, что правительство РФ вернется с уточнениями по этим площадкам. Так уже было с маркировкой рекламы, которую обязали делать всех блогеров с сентября 2021 года. Через полгода появилось официальное разъяснение о том, что законодатель не собирается обходить экстремистские площадки, и маркировка рекламы на этих платформах также обязательна.
Как выяснил IT-World, обязанность регистрации не зависит от количества просмотров, поэтому если аудитория выросла разово, например, из-за публикации громкой новости, регистрация будет необязательна. Зато в случае искусственного подъема посещаемости канала с помощью ботов, такая обязанность появится: никто не будет разбираться боты или живые люди посещают канал.
Блогеров обяжут получать лицензию на ведение образовательной деятельности
Блогеры, зарегистрированным в реестре РКН обещан ряд «привилегий», которыми они пользовались и ранее. Они и посетители их канала смогут официального репостить контент и размещать рекламу. В то же время, тем кто не зарегистрируется в РКН не будут иметь такого права, также им будет запрещено просить пожертвования. Социальные сети будут обязаны блокировать каналы и страницы блогеров, которые не зарегистрированы в РКН. Кроме того, владельцы социальных сетей с аудиторией свыше 500 тысяч посетителей в сутки будут обязаны предоставлять информацию о своих посетителях по запросу РКН или ФСБ.
Пока неясно к каким последствиям приведет такая революция в законодательстве, как неясна и позиция самих создателей контента. Тем не менее, всем рекомендуется проверить свои аккаунты на соответствие новому законодательству. На всякий случай.
Опубликовано 15.08.2024