В последние годы российский рынок компьютерной техники сильно изменился: ушедших иностранных игроков заменили новые. В некоторых категориях количество брендов заметно увеличилось. Например, по данным IT-World, на начало 2023 года в сегменте ноутбуков было представлено 125 различных брендов.
Главная «битва» за рынок развернулась между местными вендорами и производителями из дружественных стран, особенно из Китая. Александр Логинов, директор департамента персональных систем OCS Distribution, рассказал IT-World о причинах выбора техники разными сегментами и о последствиях этих изменений.
В рознице решает цена
При выборе компьютерной техники розничный потребитель, как правило, ориентируется на цену. Особенно большое значение этот фактор имеет в регионах. По наблюдениям OCS Distribution, которыми они поделились с IT-World, в 2023 году самыми востребованными у россиян оказались ноутбуки и персональные компьютеры в ценовом диапазоне от 20 до 35 тыс. рублей. Лучше всего в стоимостные предпочтения россиян попали китайские производители — Chuwi, Hiper, Infinix, Maibenben и другие. В 2023 году они активно наращивали продажи в России.
Триумф азиатских брендов в рознице также связан с интенсивным продвижением: производители активно инвестировали в маркетинговые кампании и расширяли представленность своих устройств «на полках» крупнейших ретейлеров. Продвижение и привлекательные цены позволили «завоевать» значительный процент россиян.
В свою очередь доля отечественной компьютерной техники в розничном сегменте в 2023 году не превышала 10%, как сообщили редакции IT-World аналитики OCS Distribution. Российские ПК и ноутбуки выбирали преимущественно «технологические энтузиасты», поскольку устройства были плохо представлены в ассортименте крупных торговых сетей, а цены на них оказались в среднем выше, чем на китайские аналоги. Одним из розничных игроков, предлагающих отечественную технику, стал «М.видео-Эльдорадо». Ретейлер отметил положительную динамику продаж российских ноутбуков в 2023 году, однако долю локальных вендоров оценил достаточно низко — в пределах 10%. При этом, по нашим наблюдениям, соотношение отечественных производителей персональных систем к иностранным в розничном и корпоративном сегментах составляет практически 50 на 50.
Бизнесу нужна поддержка
В отличие от розницы корпоративный сектор остро нуждается в различных пред- и послепродажных услугах. Например, бизнесу необходимо, чтобы оборудование доставили на место и настроили, а потом при необходимости починили. По части сопровождения локальные бренды обошли иностранные. Большинство крупных российских вендоров сотрудничает с сервисными центрами и потому может предложить обслуживание в десятках городов России. Также растет качество сервиса: некоторые локальные производители оказывают услуги на уровне ушедших А-брендов, например, меняют запчасти на следующий день.
Другой важный для компаний момент — появление новых российских «стандартов». Производители техники и разработчики ПО, в частности операционных систем, работают над совместимостью своих решений, запускают готовые программно-аппаратные комплексы (ПАК). Приобретение локальных продуктов гарантирует корпоративному заказчику наличие российского ПО или совместимость с ним, порты необходимых конфигураций и прочее.
Бизнес выбирает локальных вендоров и за их гибкость.Многие российские производители предлагают услуги кастомизации, чтобы обеспечить клиента техникой с нужными характеристиками. При этом требования к минимальному объему заказа могут быть очень лояльными: например, российский вендор ИТ-оборудования Nerpa готов изменить параметры даже у одного устройства. Разворот корпоративного заказчика в сторону российских брендов подтверждает статистика: в 2023 году, по нашим данным, продажи российских ПК в бизнес-сегменте выросли на 71%.
Тем не менее, в некоторых аспектах китайские производители выигрывают у отечественных. Бизнес выбирает ноутбуки из Поднебесной, если требуются устройства с дискретной графикой или высоким разрешением матрицы экрана. Также следует отметить, что пусконаладочные работы и гарантия важны больше крупному и среднему бизнесу. Небольшие игроки часто смотрят на цену, а не сервисы, и потому отдают предпочтение китайским устройствам.
Российские бренды компьютерной техники предпринимают попытки выйти на розничный рынок, в частности заключают соглашения с крупными торговыми сетями. Однако им будет трудно забрать долю производителей из дружественных стран: последние предлагают выгодные цены, а также успели закрепиться в «сознании» потребителей за счет агрессивного маркетингового продвижения. Изменить расстановку сил отечественным вендорам позволит работа над ценовым предложением и конкурентоспособностью продукции. В свою очередь корпоративный сегмент будет все активнее переходить на российское оборудование.